Какова проблема народного счастья в поэме «кому на руси жить хорошо»???

Какова проблема народного счастья в поэме «кому на руси жить хорошо»???

  1. э
  2. Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это покой, богатство, честь. По мнению помещика, счастье это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти громадная, к соблазну жадная идет толпа, пишет Некрасов. В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У Бога самого! Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он сын дьячка, жившего беднее захудалого последнего крестьянина, и батрачки безответной. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. ..лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается: Ратпъ подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного Пел он воплощение счастия народного.
  3. Я лиру посвятил народу своему , писал Некрасов в стихотворении Элегия . Народная тема волновала писателя как никакая другая, поэтому он посвятил ей поэму-эпопею Кому на Руси жить хорошо . Композиция поэмы строится по законам классического народного эпоса: она состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав: часть 1 Пролог , часть 2 Последыш , часть 3 Крестьянка и т. д. Внешне эти части связаны с темой дороги: семь мужиков странствуют по России, пытаясь найти ответ на вечный вопрос: Кому живется весело, вольготно на Руси?
    И уже в первой строфе Пролога ставится основная проблема поэмы проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают о счастье освобожденного крестьянина . Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г. : Народ освобожден, но счастлив ли народ?
    Крестьяне упорно хотят найти счастливца на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика . Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу .
    Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, бывший мельник Ермил Гирин.
    В главе Счастливые странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье в вере, в благодуше-стве ; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье ъ поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие.
    Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.
    Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить no-совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.

Добавить комментарий