ПОМОГИТЕ!.. Каковы художественные особенности «сказок»М. Е. Салтыкова-Щедрина?.. очень срочно!. . очень срочно!..

ПОМОГИТЕ!.. Каковы художественные особенности «сказок»М. Е. Салтыкова-Щедрина?.. очень срочно!. . очень срочно!..

  1. Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) .

    М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д. ) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть (Медведь на воеводстве) , господа и рабы (Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил , Дикий помещик) , страх как основа рабской психологии (Премудрый пескарь) , каторжный труд (Коняга ) и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

    Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины (Жили-были два генерала… , В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик… ; присказки (по щучьему велению , ни в сказке сказать, ни пером описать) ; характерные для народной речи обороты (думал-думал , сказано сделано) ; приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; дикий помещик , как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала вдруг оказались на необитаемом острове ; по милости божьей не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика . Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

    Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. Медведь на воеводстве : среди действующих лиц зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке Дикий помещик герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету Весть и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.

    Сказка Дикий помещик помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.

    Премудрый пескарь образ до смерти перепуганного обывателя, который все только распосты-лую жизнь свою бережет . Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг выжить и щуке в хайло не попасть .

    Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писательмыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.

Добавить комментарий